В 2025 году без CRM не обходится управление ни одним крупным производственным предприятием или организацией. Инструмент стал важным активом для повышения эффективности и конкурентоспособности. В статье расскажем, зачем CRM бизнесу. Какими функциями обладают CRM-системы и как выбрать подходящую для вашей компании. Что такое CRM для бизнеса CRM (система взаимоотношений с клиентами) представляет собой инструмент для оптимизации процессов малого, среднего и крупного бизнеса. Она помогает предприятию автоматизировать маркетинг, продажи, сервис, автоматизировать рутину и др. Зачем CRM бизнесу Система управления бизнесом (CRM) меняет в лучшую сторону работу компании на каждом этапе, упрощая жизнь менеджерам, руководителям, партнерам. Позволяет быстро анализировать информацию, делать выводы и дорабатывать бизнес-процессы. CRM-системы для бизнеса помогают предприятию: Систематизировать клиентскую базу. Упорядочить данные о клиентах компании. Обычно CRM собирают следующую информацию: дата рождения, история покупок/заказов, предпочтения, сумма среднего чека и др. Программное обеспечение (ПО) также регистрирует потенциальных покупателей, оставивших свои контактные данные. Отслеживать клиентский путь. CRM регистрирует каждый звонок, письмо или заявку, собирая информацию в карточке клиента. Например, общение может начаться на сайте интернет-магазина с чат-ботом, который просит оставить контакт. Номер телефона попадает в карточку клиента, а менеджеру одновременно приходит напоминание — перезвонить. В случае, если покупка совершена, сервис может поставить сотруднику магазина задачу на отправку товара. Сделка закроется, когда заказ будет доставлен. А после получения его покупателем программа автоматически попросит клиента написать отзыв. Отслеживать метрики бизнеса. CRM постоянно собирает информацию. В результате этого руководство имеет аналитические данные о товарах и услугах, пользующихся наибольшим спросом у покупателей, количестве продаж, сезонности, эффективности менеджеров. Сервис покажет на каком этапе клиент уходит и поможет переосмыслить принципы работы, чтобы не допустить его потерю. Настроить CRM можно, объединив в ней информацию с сайта, из систем аналитики, платежных сервисов, программы учета склада. Руководитель компании таким образом получает полную картину процессов бизнеса, может их менять, оперативно реагируя на изменения. Возможности CRM от BPMSoft Лидером рейтинга российских CRM‑систем 2024, проведенным Фондом «Сколково» и аналитическим агентством TAdviser, является компания BPMSoft. Ее CRM для управления бизнесом выбирают крупнейшие российские компании с множеством входящих заявок, десятками сотрудников и сотнями клиентов. Решение ценят благодаря следующим преимуществам: Подходит для среднего и крупного бизнеса. Относится к классу высоконагруженных отказоустойчивых систем. Легко интегрируется с другими платформами и системами. Позволяет работать на любом типе устройств. Конфигурируется без необходимости привлечения разработчиков. Имеет развитую партнерскую сеть и Магазин приложений. CRM-система подойдет компаниям и предприятиям со множеством входящих заявок. Инструмент поможет собрать и грамотно организовать собственную клиентскую базу, сохранять историю взаимодействия с клиентами. Программное обеспечение позволит объединить все лиды, менеджерам будет удобно отвечать из программы. Также ПО подходит компаниям, обладающим большим отделом продаж. CRM поможет наладить процессы и соберет статистику. Крупным компаниям CRM от BPMSoft позволяет: Планировать маркетинговые активности. CRM-система формирует отчеты, дает возможность оценить, сколько денег принес компании каждый из продавцов. Это помогает настроить воронку продаж, чтобы видеть, откуда приходят клиенты, и в дальнейшем отказаться от неэффективных рекламных каналов. Данные системы могут анализировать историю покупок, готовить индивидуальные предложения, предлагая персональные скидки, бонусные баллы и др. Оценивать эффективность персонала. CRM-системы позволяют выставлять на сотрудников задачи, отслеживать статус, делать напоминания о дедлайне. Руководство может отслеживать эффективность работы по числу закрытых сделок. Программа сохраняет историю выставленных и исполненных задач, записи коммуникаций с клиентами, пометки и др. Это позволяет без потерь передавать проект от одного сотрудника к другому, понимать на каком этапе в общении возникли проблемы. Оптимизировать работу с документами. Данные клиентов будут подтягиваться из других баз. Это ускорит работу, избавит от ручного введения реквизитов, позволит обмениваться информацией и документами между отделами предприятия или организации. В CRM можно интегрировать программу бухучета, тогда и бухгалтерская отчетность будет формироваться автоматически. BPMSoft предлагает готовые CRM-процессы, проверенные крупными производственными предприятиями. Инструмент соответствует требованиям импортозамещения РФ. Как выбрать CRM-систему для бизнеса и внедрить ее Компании внедряют CRM для различных целей. Это может быть объединение всех процессов в единое целое, увеличение объема продаж, автоматизация рутины, получение аналитики, контроль качества работы и др. Важно перед внедрением CRM для бизнеса четко определиться с задачами, которые нужно решить. Инструмент заработает при условии правильной настройки. Задайте себе вопрос, для чего предприятию CRM. Ответы могут быть следующими: создание базы бизнес-процессов; автоматизация рутины; увеличение объема продаж; получение развернутой аналитики; оценка качества работы сотрудников; выстраивание воронки продаж; продвижение продуктов на новом рынке и др. Важно, чтобы задачи были реалистичными. Тогда вы сможете взять максимум от CRM-системы предприятия. Перед внедрением CRM эксперты рекомендуют осуществить подготовку. Она может состоять из следующих действий: Проведите аудит бизнеса. Это необходимо, чтобы вы на старте обладали нужной информацией о бизнес-процессах организации. Требуется понять, как клиенты приходят в компанию, определиться, как происходит общение между менеджерами отделов, не остаются ли клиенты без внимания, какое число людей, работающих на предприятии, будет пользоваться инструментом. Составьте перечень критериев, важных для выбора интегратора CRM-системы. Функционал. Имеющийся, который планируется масштабировать, плюс новые желаемые функции. Это может быть карточка клиента, назначение задач, сбор аналитики и др. Стоимость. Она может быть фиксированной, зависеть от числа сотрудников компании. CRM-системы, как правило, предлагают тарифы с ежемесячной оплатой. Наличие мобильной версии. Безопасность использования. Важно, чтобы при работе с персональными данными клиентов не произошло утечки информации. Защита должна быть комплексной. Список интеграций. Изучите список сервисов, которыми планируете пользоваться и заранее уточните, можно ли их внедрить. Число сотрудников, которые планируют пользоваться. Это может влиять на стоимость CRM. Возможность установить доступ к данным. Разграничение производится в зависимости от полномочий сотрудников. Протестируйте. После установки программного обеспечения проводят его тестирование. Нужно понять, что функционал отвечает поставленным задачам и при необходимости доработать отдельные опции. Также требуется научить персонал работе с новым ПО. Нередко компании-вендоры предлагают помощь в обучении сотрудников. Этапы внедрения Внедрение в работу предприятия CRM-системы, как правило, состоит из трех этапов: Техническая настройка. Производит ее компания, у которой покупают систему. Процесс может включать разработку воронки продаж, настройку бизнес-процессов и прав доступа, добавление пользователей. На этом же этапе осуществляют необходимые интеграции с системой 1C, электронной почтой, телефоном, другими службами. Обучение персонала. После технической готовности сотрудников нужно научить заносить данные в программу, менять статусы и др. Оценка результатов. Этот этап проводят через 2-3 месяца после внедрения CRM. Он может состоять из замера ключевых показателей бизнеса. Хорошим сигналом станет положительная динамика. Подводим итог CRM представляет собой систему управления важными для бизнеса показателями. Инструмент помогает собирать лиды, работать с базой клиентов, контролировать персонал, автоматизировать документооборот и др. Выбор ПО зависит от процессов, которые необходимо оптимизировать, числа занятых сотрудников и прочее.